Двигатели международной корпорации Cummins широко используются по всему миру. Модельный ряд представлен моторами малой, средней, высокой мощности, объемом от 2.8 до десятков литров, которыми комплектуются автобусы, фургоны, грузовики, специализированная дорожная, жилищно-коммунальная, строительная, сельскохозяйственная техника, экскаваторы, карьерные самосвалы, подъемные краны.
Моторы Cummins отличаются исключительной надежностью, на 100% адаптированы к коммерческой эксплуатации, предполагающей огромную нагрузку, продолжительную бесперебойную работу, однако, даже они порой выходят из строя. Практика показывает, что поломки чаще всего связаны с некоторыми слабыми местами, характерными для наиболее популярных ДВС.
Топливная система
Снижение топливного расхода и объемов токсичных выхлопов, повышение КПД, увеличение мощности – все это невозможно без усложнения конструкции мотора. К сожалению, такая сложность негативно сказывается на надежности. Усугубляют ситуацию некоторые российские реалии, в числе которых:
- Пренебрежение рекомендациями производителя по проведению сервисного обслуживания. От техники стремятся получить максимум прибыли, из-за чего интервалы профилактического осмотра, замены расходников грубо нарушаются.
- Низкое качество топлива. Солярка должна соответствовать сезону, недопустимо присутствие посторонних химических, механических фракций, способных спровоцировать засорение топливной системы, повреждение ее отдельных компонентов.
- Использование неоригинальных расходников и запчастей. Причина, опять же, кроется в стремлении к максимальной экономии, сокращению сторонних расходов. Между тем, такой подход часто приводит к обратному результату. Неоригинальные фильтры не обеспечивают эффективной очистки топлива.
Характер неисправности топливной системы определяется типом двигателя. Например, на моторах с системой Common Rail часто выходят из строя форсунки, на классических – внутренние компоненты, цилиндры.
На необходимость срочного обслуживания мотора указывает падение мощности, а также некоторые другие признаки, проблемы с запуском, нестабильность оборотов во всем диапазоне, изменение оттенка, насыщенности выхлопа. Чтобы исключить проблемы, необходимо внимательно подойти к выбору топлива, не пренебрегать рекомендациями относительно сервисного обслуживания, использовать качественные комплектующие. При критических нагрузках, рекомендуется сократить рекомендованные сервисные интервалы на 25-30 процентов.
Крайне важный момент – своевременность замены масла, использование технических жидкостей, соответствующих сезону и типу мотора. Масло снизит интенсивность механического износа, обеспечит отвод избыточной тепловой энергии, исключит риск перегрева.
Турбокомпрессор
Одна из главных особенностей двигателей Cummins – сочетание высокой мощности, небольшого топливного расхода и рабочего объема. Достигается такая комбинация за счет комплектации турбиной, нагнетающей воздух в цилиндры, и интеркулером, охлаждающим его.
Статистика сервисных центров показывает, что турбина зачастую становится слабым местом мотора, неполадки – распространенные явления. Как правило, речь идет о физических повреждениях крыльчатки или ослаблении вала, из-за чего возникают люфты, фиксируются отклонения оси вращения. Все это приводит к потере мощности, увеличению расхода масла и топлива. Алгоритм ремонта определяется характером повреждений, в некоторых случаях достаточно замены отдельных небольших элементов, подтягивания ослабших крепежей, в других – нужно ставить новую турбину или интеркулер.
При замене турбины рекомендуется полностью поменять масло и поставить новый масляный фильтр.
Системы нейтрализации выхлопных газов
Еще один пример того, как усложнение конструкции мотора, стремление к следованию жестким экологическим стандартам, негативно сказалось на общем уровне надежности. Двигатели Cummins комплектуются системами, обеспечивающими нейтрализацию выхлопных газов, снижающими объемы вредных выбросов.
Заявленный ресурс системы – не менее 200 тысяч километров, однако, на практике она выходит из строя гораздо раньше, а потому уверенно входит в категорию слабых мест. Поломка сажевого фильтра приводит к отказу клапана ЕГР, мотор теряет мощность, на приборной панели появляется соответствующий индикатор.
Снизить нагрузку на систему нейтрализации, продлить общий срок ее работы можно, используя качественную солярку, своевременно меняя топливные фильтры.
Прочие неприятности
Моторы Cummins используются в том числе на российской технике, например, на Газель NEXT, Газель Бизнес, автобусах ПАЗ, грузовиках КАМАЗ. Отзывы, оставленные водителями, статистика сервисных центров – все это говорит о том, что для них характерны следующие слабые места:
- Муфта вентилятора, поломка которой приводит к нарушению его вращения, перегреву мотора.
- Неплотное прилегание некоторых деталей ДВС, что провоцирует попадание в цилиндры загрязненного воздуха.
- Уязвимость для вибрационных нагрузок, из-за которых разрушаются сливные патрубки турбокомпрессора.
- Недостаточная герметичность турбокомпрессора, провоцирующая утечки масла.
Также отмечаются менее серьезные уязвимости, например, протечки охлаждающей жидкости, загрязнения зазора между интеркулером и радиатором общей системы охлаждения.