Cummins ISF 2.8, Cummins 3.5 – двигатели американского концерна очень популярны, используются при комплектации множества автомобилей, фургонов, грузовиков, спецтехники. Причин популярности множество: невысокий топливный расход, мощность, неприхотливость и, конечно, надежность, в полной мере соответствующая коммерческой эксплуатации, сопряженной с высокими нагрузками.
Даже у самых надежных устройств, однако, есть свой предел прочности, ресурс, превышение которого кратно увеличивает риск поломки. Специалистам сервисных центров нередко приходится иметь дело с ремонтом головки блока цилиндров Cummins. Что это за деталь? Как ее ремонтировать? Когда необходимо восстановление?
Понятие
ГБЦ, по сути, является крышкой самой массивной детали мотора, блока цилиндров. Между ней и блоком располагается прокладка из асбеста или другого материала, выдерживающего интенсивные термические нагрузки, что обеспечивает герметичность, предотвращает температурные деформации металла, выход раскаленных газов наружу. На ГБЦ может быть дополнительно установлена пластиковая крышка, предотвращающая загрязнение и разбрызгивание масла.
ГБЦ важной конструктивной частью мотора, выполняет следующие задачи:
- Формирование камер сгорания, оптимизация их конфигурации, способствующей максимально эффективному сжиганию топлива, выработке объемов энергии, необходимых для корректной работы ДВС.
- Установка, прочная фиксация деталей, необходимых для корректной работы мотора, в частности – свечей накаливания, форсунок.
- Фиксация впускного и выпускного коллекторов, обеспечивающих четкость движения клапанов, вывод отработанных газов, подачу топливовоздушной смеси в цилиндры.
- Поддержание стабильной циркуляции охлаждающей жидкости, масла, что исключает перегрев и перегрузку мотора, отводит тепловую энергию, снижает выраженность механического трения.
Когда необходим ремонт?
ГБЦ Cummins изготовлены из технологичных сплавов, выдерживающих интенсивные воздействия, температурные, атмосферные, механические, адаптированы к коммерческой эксплуатации, в самых жестких условиях способны пройти сотни тысяч километров.
Даже такая надежность, впрочем, не способна на 100% защитить от неприятностей. На вероятную поломку головка блока цилиндров указывает следующее:
- Снижение компрессии. Цилиндры теряют герметичность, компрессия падает, резко снижается мощность, динамика мотора.
- Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости без подтеков и других признаков, говорящих о прямой утечке.
- Нестабильность работы мотора. Обороты плавают, он может заглохнуть, запуск – затруднен.
- Появление признаков нагара на свечах накаливания, зажигания – в зависимости от модели ДВС.
- Увеличение топливного, масляного расхода.
- Выраженный шум во время работы ДВС.
- Постоянные колебания температуры ДВС, как правило – в большую сторону, вплоть до критического перегрева.
Необходимо отметить, что перечисленные неполадки не обязательно связаны с головкой блока цилиндров. Тем не менее, игнорировать их нельзя. При появлении даже одного симптома требуется комплексная диагностика, установление реального характера неисправности, восстановление.
Поломки и их устранение
По статистике сервисных центров, наиболее распространенными неисправностями ГБЦ Cummins являются следующие:
- Деформации нижней плоскости. Как правило, к ним приводит выраженный перегрев, длительная работа мотора в красной температурной зоне, неэффективная работа системы охлаждения, использование антифриза низкого качества. Небольшие деформации можно устранить шлифовкой, при серьезных – требуется замена ГБЦ вместе с прокладкой.
- Трещины. К растрескиванию металла приводят внешние механические воздействия, чрезмерное усилие при затяжке крепежа, либо перегрев. Если трещины не сквозные, выход выхлопных газов наружу не наблюдается, допустима дальнейшая эксплуатация детали, в противном случае – замена.
- Повреждения крепежных отверстий. В первую очередь это касается износа резьбы, вызванного перегревом, плавлением металла, либо чрезмерным усилием при затяжке болтов. В результате нарушается плотность посадки, теряется герметичность. Наиболее доступный вариант восстановления – нарезание новой резьбы чуть большего диаметра. Это позволит продолжить использование детали без побочных явлений.
- Износ клапанных седел. Повреждения элементов связаны с использованием топлива низкого качества, некорректной регулировкой зажигания, из-за чего они подвергаются повышенным температурным нагрузкам. Полная замена ГБЦ, как правило, не требуется – удается обойтись установкой новых седел.
- Общий износ. Даже у самого технологичного сплава есть срок службы. ГБЦ, пробег которых перевалил далеко за 500 тысяч километров, могут находиться в неудовлетворительном состоянии, что выражается во множестве трещин, деформаций. Их ремонт в большинстве случаев не оправдан с экономической точки зрения, замена – более рациональное решение.
Ремонт ГБЦ Cummins: общий порядок
Перед восстановлением ГБЦ проводится комплексная диагностика двигателя. Она позволяет определить, что причина некорректной работы двигателя – именно головка блока цилиндров, дальнейшие операции имеют смысл. Важный критерий оценки – рациональность ремонта. Восстановить можно даже самые серьезные повреждения, но зачастую – проще и дешевле поставить новую деталь, нежели реанимировать старую. Пример критического дефекта – крупная сквозная трещина.
Также нужно демонтировать, разобрать ДВС, отключить все магистрали, топливные и масляные, силовые и сигнальные провода, снять датчики. Дальнейший алгоритм действий выглядит следующим образом:
- Разборка ГБЦ, промывка всех деталей в ультразвуковой ванне. Такой метод очистки позволяет удалить все загрязнения, что необходимо для тщательного визуального и инструментального осмотра, определения точности геометрии детали, присутствия на ней трещин.
- Проверка деталей, их визуальный контроль, измерение геометрии, сравнение с таблицами, в которых обозначены предельные допуски.
- Выполнение ремонтных операций, в соответствии с характером обнаруженных дефектов: расточка втулок, установка уплотнительных гильз, шлифовка поверхностей для восстановления исходной плотности прилегания ГБЦ к блоку цилиндров.
- Сборка ГБЦ, двигателя. Рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах, убедиться, что все сделано грамотно. После этого – установка и пробный запуск под малой нагрузкой. Мотор должен работать ровно, недопустимы плавающие обороты, колебания температуры.
Как не допустить поломки?
Любую неисправность проще не устранять, а не допустить. Главное правило сохранности ГБЦ – своевременность технического обслуживания. Необходимо четко следовать регламентам, установленным Cummins, использовать качественные моторные масла, антифризы. В том случае, если двигатель эксплуатируется в жестких условиях, подвергается воздействию пыли, высоких и низких температур, лучше дополнительно сократить сервисные интервалы.
Общий список причин, способных привести к поломке ГБЦ, выглядит так:
- Перегрев двигателя, его продолжительная работа в красной температурной зоне;
- Доработки, непредусмотренные эксплуатационными инструкциями, попытки увеличить мощность, крутящий момент;
- Использование топлива, технических жидкостей низкого качества;
- Несвоевременность замены фильтров, антифриза, масла.
Нельзя забывать и о естественном износе. Впрочем, его выраженность при соблюдении всех сервисных регламентов минимальна, так что причина не слишком распространена. При своевременном ТО, использовании жидкостей и расходников высокого качества, ГБЦ служит сотни тысяч километров.