Двигатель – важнейший агрегат любого транспортного средства, вырабатывающий энергию, необходимую для вращения колес. В случае со спецтехникой он, однако, выполняет и другие функции, например, создает усилие, необходимое для функционирования механического навесного оборудования, поддерживает давление в гидравлическом контуре.
Столь серьезная нагрузка приводит к износу компонентов мотора, из-за чего может потребоваться не просто плановый, профилактический, но и капитальный ремонт. В чем его особенности? Какие признаки указывают на необходимость проведения? Какие детали следует заменить в первую очередь?
Общее понятие
Капитальный ремонт – комплекс мероприятий, общий смысл которых сводится к достижению состояния ДВС, максимально приближенного к заводскому. Практика показывает, что с финансовой точки зрения капремонт более выгоден, в сравнении с заменой. Это особенно актуально для импортной спецтехники, запчасти для которой перестали официально ввозиться в РФ, а использование схем параллельного импорта сопряжено с огромными денежными расходами и длительным ожиданием, во время которого техника простаивает, не приносит дохода.
Периодичность капитального ремонта зачастую прописывается в эксплуатационной инструкции, сопроводительных документах. О конкретных цифрах говорить сложно, они сильно зависят от конкретной марки, варьируются от 50 до 100 и более тысяч километров. Конечно, это усредненные показатели, обязательно нужно делать поправку на эксплуатационные условия, если они очень жесткие, рационально сократить интервалы в 1.5, а то и 2 раза.
Необходимость капремонта: основные признаки
- Характерный стук, металлический лязг, издаваемый элементами кривошипно-шатунного механизма.
- Падение давления масла. Если индикатор зажигается время от времени, то о серьезных проблемах говорить не приходится, обслуживание нужно в том случае, если он горит постоянно.
- Чрезмерный расход масла.
- Окрашивание выхлопных газов в насыщенный сизый, черный цвет.
- Падение компрессии в цилиндрах, показатель которых можно замерить при помощи специального оборудования. Косвенно на ее уменьшение указывает падение тяги, нестабильность работы двигателя, постоянно плавающие обороты, даже на холостом ходу.
- Снижение мощности, увеличение топливного расхода.
- Постоянный перегрев ДВС даже при нормальных уровнях антифриза и масла.
- Сильные вибрации, ощутимые даже в кабине, присутствующие даже на холостых оборотах, но увеличивающиеся по мере набора скорости.
Основные этапы
- Демонтаж и первичная чистка. Технология снятия определяется конкретной моделью спецтехники. На небольших погрузчиках сделать это достаточно легко, на габаритных экскаваторах и грузовиках – гораздо сложнее, добраться до мотора удается только после того, как с рамы снята кабина.
- Тщательная мойка. Необходимо использовать специальные установки, распыляющие воду под большим давлением. Только так можно удалить все загрязнения, от масляных, топливных, до механических, чтобы точно оценить состояние ДВС, зафиксировать все дефекты.
- Осмотр основных компонентов и механизмов, определение выраженности их износа.
- Проведение измерений для оценки сохранности геометрии компонентов ДВС, точности зазоров, их соответствия нормативам, закрепленным в техпаспорте и инструкции.
- Дефектовка коленвала. Именно эта деталь является важнейшей и, вместе с тем, наиболее нагруженной во всей конструкции мотора, так что ее проверке уделяется максимум внимания. Специалисты оценивают геометрию, жесткость, общее состояние. Часто бывает, что при серьезных дефектах коленвала капитальный ремонт экономически невыгоден, проще и дешевле полностью поменять мотор. Если критичных повреждений нет, проводится восстановление, устранение мелких повреждений и геометрических отклонений, тщательная чистка каналов.
- Дефектовка и восстановление ГБЦ. Необходимо заделать, заварить все трещины, установить новые направляющие втулки, фаски клапанных седел, маслосъемные колпачки. В особо сложных случаях меняется распределительный вал вместе со всеми толкателями и клапанами.
- Дефектовка и восстановление блока цилиндров. Следует провести расточку цилиндров, обработать их абразивом для устранения мелких неровностей и выраженных загрязнений, поставить новые гильзы. При обнаружении трещин проводится их заваривание. Также на этой стадии следует отремонтировать нишу коленчатого вала и устранить неровности привалочной плоскости.
Заменяемые детали
Чаще всего в процессе капитального ремонта двигателя приходится менять поршневые кольца, вкладыши коленчатого вала, полимерные уплотнительные элементы, сальники. Блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы характеризуются большим запасом прочности, а потому дольше сохраняют целостность даже в жестких эксплуатационных условиях.
Конечно, рациональнее сразу поменять весь механический крепеж, например, болты, удерживающие головку блока цилиндров, а также поставить новую прокладку. Если осмотр поршней показывает присутствие на них сколов, задиров, деформаций канавки, то стоит заменить их.
Конкретный набор деталей, нуждающихся в замене или восстановлении, определяется в процессе диагностики, изучения актуальных каталогов производителей и поставщиков, анализа стоимости запчастей.
Частая проблема моторов спецтехники – износ компонентов газораспределительного механизма, в первую очередь – ременных или цепных передач, роликов-направляющих шестерней. Внимания заслуживают и навесные модули, водяные, топливные, масляные насосы, генераторы, стартеры.
Сборка, обкатка, настройка
После завершения восстановительных мероприятий проводится сборка двигателя. Окончательный результат работы в значительной степени зависит от точности установки компонентов, так что заниматься ей должны профессионалы. Это особенно важно в виду высокой чувствительности дизельных моторов даже к небольшим ошибкам, допущенным при сборке, чрезмерной затяжке отдельных элементов.
На стадии обкатки крупные компании, специализирующиеся на ремонте, используют мощные балансирные машины. Они обеспечивают вращение всех компонентов мотора без его прямого включения, помогают провести смазку, убедиться в точности всех механических соединений, плотности прилегания узлов, герметичности топливных, масляных магистралей.
Если даже испытания под максимальной нагрузкой не выявили проблем, мотор возвращается на автомобиль и проходит обкатку в “боевых” условиях, в процессе которой выполняются мелкие доработки и окончательные настройки.