Модернизация двигателей – тенденция, характерная для всех сфер их эксплуатации, от легковых автомобилей до специализированной техники, использующейся в жилищно-коммунальном хозяйстве, грузовых и пассажирских перевозках, строительстве, добыче полезных ископаемых и других коммерческих областях.
Совершенствование моторов направлено на снижение топливного расхода, объемов вредных выхлопов при сохранении мощности, необходимой для эффективной работы. Глубокой переработке подвергаются все узлы и механизмы, в частности, топливная система. Модернизация, однако, сопряжена с конструктивным усложнением, а сложность – со снижением надежности, увеличением риска поломки. Как предотвратить неисправности?
Конструктивные особенности
Топливная система дизельных моторов, использующихся на спецтехнике, состоит из двух основных контуров:
- Низкого давления;
- Высокого давления.
В первом контуре происходит подготовка топлива к подаче в двигатель, его очистка от механических фракций, химических загрязнений, подогрев, во втором – повышение давления, требуемое для непосредственного впрыска в цилиндры.
Наиболее серьезные неисправности характерны для второго контура, главный модуль которого – топливный насос высокого давления, ТНВД, соединенный с форсунками и патрубками. В некоторых системах дополнительно используются клапаны, плунжеры, компоненты, отвечающие за воспламенение и сгорание топливовоздушной смеси.
Характерные неисправности
Наиболее распространенные поломки топливной системы выглядят следующим образом:
- Засорение насоса и патрубков. Механические частицы изменяют характеристики топливовоздушной смеси, солярка не поступает в цилиндры в нужном объеме, мощность мотора резко падает, обороты – плавают. В сложных ситуациях, пыль попадает в цилиндры, деформирует их, провоцирует образование царапин и плотного нагара, нарушающего теплоотвод.
- Неравномерность подачи топлива. Она связана с засорением, деформацией форсунок, втулок и других элементов.
- Износ подшипников топливного насоса. Крыльчатка начинает вращаться неравномерно, падает давление, топливо не поступает в цилиндры должным образом.
- Коррозия металлических компонентов. Образование ржавчины опасно не только снижением прочностных характеристик, но и риском ее попадания в топливную систему, засорением форсунок, патрубков, повреждением цилиндров, капитальным ремонтом двигателя.
Признаки поломки
Не необходимость срочного обслуживания, восстановления топливной системы указывает следующее:
- Видимые протечки;
- Увеличение топливного расхода;
- Трудности при запуске двигателя, сопряженные с перегревом и нестабильностью оборотов;
- Появление нехарактерных для нормальной работы ДВС звуков, гула, лязга, стука;
- Изменение насыщенности, цвета, запаха выхлопных газов.
Также о поломках может сигнализировать бортовая электроника, подавая предупреждения в виде надписей, индикаторов и графических символов на приборной панели.
Меры профилактики: использование качественного топлива
Теперь нужно акцентировать внимание на способах, позволяющих избежать неприятностей в работе системы. Основной момент – заправка качественной соляркой. К сожалению, далеко не все АЗС продают чистое топливо, строго соответствующее стандартам и показателям, зафиксированным в сопроводительных документах. Нужно внимательно отнестись к подбору АЗС или поставщика горючего, при возможности – проводить тесты в лабораториях.
Недопустимо следующее:
- Использование топлива, не соответствующего сезону. При похолодании необходимо переходить на зимний сорт. Летняя солярка под воздействием отрицательной температуры густеет, превращается в парафин, полностью теряет текучесть и не попадает в цилиндры. В критической ситуации она замерзнет, превратится в лед и увеличится в объеме, разорвав топливопроводы и другие компоненты. Ремонт в таком случае очень дорог.
- Разбавление летней солярки бензином. Это увеличивает морозостойкость, однако, приводит к целому комплексу негативных эффектов. Наиболее опасный – изменение температуры и характера воспламенения, топливовоздушная смесь не сгорает, а детонирует в цилиндре, что приводит к разрушению стенок, поршней, шатунов. Устранить подобные повреждения зачастую невозможно даже капитальным ремонтом.
Прочие рекомендации
Чтобы сохранить топливную систему в хорошем состоянии, дополнительно нужно придерживаться следующих советов:
- Соблюдение инструкций производителя относительно сервисного обслуживания. Нельзя превышать установленные интервалы, при интенсивной эксплуатации – снижать их примерно на 25-30 процентов от исходных.
- Использование качественных расходников и комплектующих, топливных и масляных фильтров, технических жидкостей, соответствующих сезону, типу двигателя.
- Как минимум раз в год нужно полностью промывать топливную систему, вместе с промывкой – менять фильтры, проводить осмотр всех соединений, шлангов и патрубков, подтягивать механический крепеж, менять ослабшие хомуты и стяжки. Особенно тщательно нужно чистить форсунки, в некоторых случаях требуется не простая промывка, а чистка в ультразвуковой ванне.
- Эксплуатация техники с уровнем топлива, далеком от минимального. На дне бака концентрируются загрязнения, оседают механические фракции, которые могут попасть в систему, увеличить нагрузку на фильтры и насос. Безопаснее эксплуатировать машину при наполненности бака более, чем на четверть.
- Перед отправкой спецтехники на продолжительное хранение или парковку, необходимо наполнить бак на 100%. Это предотвратит появление в нем конденсата. Попадание воды в топливную систему чревато серьезными поломками или, как минимум, нестабильностью работы мотора.
Конечно, нужно следовать и общим инструкциям, правилам безопасности при эксплуатации специализированной техники, избегать критических нагрузок, продолжительной работы мотора при температуре, близкой к максимально допустимой.