1. Главная
  2. /
  3. Статьи
  4. /
  5. Головка блока цилиндров CAT: основные неисправности и способы их устранения
Головка блока цилиндров CAT: основные неисправности и способы их устранения

Головка блока цилиндров CAT: основные неисправности и способы их устранения

Головка блока цилиндров CAT: основные неисправности и способы их устранения

Двигатели концерна Caterpillar – механизмы, уже давно зарекомендовавшие себя исключительно с положительной стороны, адаптированные к самым жестким эксплуатационным условиям. Некоторые из моделей – настоящие легенды отрасли, ставшие примерами и ориентирами для других производителей.

Достичь столь высокого качества инженерам CAT удалось внимательным отношением к разработке, проектированию двигателей, использованием совершенных технологических решений, материалов. Большую роль играет и компоновка, комплектация двигателя, где каждая деталь выполняет определенные задачи, вносит вклад в общий результат. К числу таких деталей относится и головка блока цилиндров. Несмотря на общую надежность, у ГБЦ есть определенный запас прочности, ресурс, превышение которого резко увеличивает вероятность поломки. Какие неисправности являются наиболее распространенными? Каковы их причины и способы устранения?

Общее понятие

Головка блока цилиндров двигателя CAT – это своеобразная “крышка”, установленная в верхней его части, формирующая камеры сгорания, обеспечивающая их герметичность. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

  • Углубления, за счет которых и формируются цилиндры.
  • Технологические отверстия для размещения свечей и других небольших элементов, отвечающих за воспламенение топливовоздушной смеси, обеспечивающих корректную работу ДВС.
  • Каналы для циркуляции моторного масла, антифриза и других технических жидкостей, защищающих мотор от интенсивных механических нагрузок, перегрева.
  • ГРМ, отвечающий за синхронизацию тактов, обеспечивающий высокую мощность при минимальном расходе топлива.
  • Распределительные валы, обеспечивающие своевременность открытия и закрытия клапанов.
  • Прокладка, отвечающая за герметичность, повышающая устойчивость к термическим нагрузкам, компенсирующая температурные расширения и сжатия.

Признаки неисправности

На вероятную неисправность головки блока цилиндров указывает множество симптомов. К категории таковых относится, например, снижение мощности двигателя, посторонние шумы в его работе, повышение топливного расхода. Повреждения также способны привести к изменению оттенка выхлопных газов, из-за смешивания топлива с антифризом они становятся белесыми.

Механические повреждения

Головка блока цилиндров CAT, как правило, изготовлена из чугуна с добавлением модифицирующий добавок, дополнительно увеличивающих термическую, механическую, коррозионную стойкость. Несмотря на это, в головке может появиться трещина, вызванная ударным воздействием, скачком температуры, естественным старением материала.

Выраженные трещины заметны на поверхности. При отсутствии визуального диагностирования сделать выводы о повреждении можно по следующим признакам:

  1. Быстрое снижение уровня масла. Техническая жидкость просто вытекает из мотора.
  2. Быстрое снижение уровня антифриза. Ситуация аналогична предыдущей.
  3. Снижение производительности ДВС. Цилиндры теряют герметичность, нарушаются пропорции компонентов топливовоздушной смеси, солярка сжигается неэффективно.
  4. Выход наружу выхлопных газов. Происходит это, опять же, по причине потери герметичности.

Метод восстановления определяется выраженностью повреждения. Небольшие трещины можно заварить, при более серьезных дефектах ремонт оказывается нецелесообразным или невозможным, единственный вариант – замена.

Головка блока цилиндров CAT: основные неисправности и способы их устранения

Прочие поломки

Помимо трещин, поломка головки блока цилиндров может быть связана со следующим:

  • Прогорание прокладки. Деталь изготовлена из асбеста или композита, выдерживающего огромные температурные нагрузки, но даже у нее есть предел прочности. Прокладка прогорает из-за ошибок монтажа, частого и продолжительного использования мотора на максимальной производительности. В целом, прокладку следует воспринимать как расходный элемент, при первых признаках износа – менять. Ее ремонт невозможен. Устанавливать новую ГБЦ при этом не нужно.
  • Деформации. В большинстве случаев, температурные, вызванные экстремальными режимами эксплуатации, в некоторых – связанные с непрофессиональной установкой, недостаточно надежной фиксацией. Следствия деформаций аналогичны трещинам: теряется герметичность, снижается мощность, возникают утечки технических жидкостей. К сожалению, деформации чаще всего приводят к необходимости замены. Точность контакта измеряется долями миллиметра, так что шлифовка редко способна помочь справиться с проблемой.
  • Износ ГРМ. На него указывает выраженный посторонний шум. Интенсивность износа газораспределительного механизма увеличивается со снижением уровня масла, так что водителю нужно строго контролировать его уровень, не допускать “масляного голодания”. Технология ремонта зависит от выраженности проблемы.
  • Износ клапанных втулок. Связан с низким качеством масла или естественным старением, превышение нормативного пробега. Втулки – заменяемые детали, так что ремонт не потребует больших усилий и вложений. Важно своевременно выявлять проблему и ставить новые втулки при первых ее признаках. Промедление приводит к повышенной нагрузке на другие компоненты, более сложному и затратному ремонту.

К числу достаточно распространенных проблем относится и износ клапанных, седельных рабочих поверхностей. При минимальной выраженности дефекта негативные симптомы исчезнут после притирки, при серьезной – не удастся обойтись без замены.