1. Главная
  2. /
  3. Статьи
  4. /
  5. Двигатели спецтехники: назначение, устройство, неисправности, ремонт
Двигатели спецтехники: назначение, устройство, неисправности, ремонт

Двигатели спецтехники: назначение, устройство, неисправности, ремонт

Двигатели спецтехники: назначение, устройство, неисправности, ремонт

Двигатель внутреннего сгорания в спецтехнике выполняет те же функции, что и в другом транспорте. Путем сжигания топлива он вырабатывает механическую энергию, необходимую для приведения техники в движение, корректной работы ее подвижных механизмов, если таковые предусмотрены конструкцией. ДВС спецтехники напоминают обычные, автомобильные, однако, характеризуются большей производительностью, мощностью, адаптацией к жестким эксплуатационным условиям, в которых приходится работать машинам. В чем их конструктивные особенности? Каковы основные типы, неисправности и особенности ремонта?

Устройство

Основные компоненты двигателя внутреннего сгорания следующие:

  • Блок цилиндров. Деталь изготовлена по методике цельного литья, что обеспечивает максимальную прочность, точность геометрии. Блок объединен с картером, фиксирующим коленчатый вал. Материал – чугун или технологичный сплав, максимально прочный, способствующий эффективному отводу избыточной тепловой энергии.
  • Кривошипно-шатунный механизм. Механизм сформирован подшипниками, коленчатым валом, цилиндрами и другими деталями, общая задача которых – преобразование прямолинейных движений поршневой группы во вращение вала, передаваемое на трансмиссию и колеса.
  • Механизм газораспределения. От него зависит синхронность работы всех компонентов мотора, четкость и своевременность топливного впрыска.
  • Смазочная система. Ее задача – подача масла к подвижным компонентам, что необходимо для снижения коэффициента трения, сведению к минимуму механического износа, отводу избыточной тепловой энергии.
  • Система зажигания. Ее конструкция определяется типом мотора, на бензиновых используются свечи зажигания, на дизельных – свечи накаливания, но задачу они выполняют общую – воспламенение топливовоздушной смеси, впрыскиваемой в цилиндры.

ДВИГАТЕЛИ СПЕЦТЕХНИКИ: НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО, НЕИСПРАВНОСТИ, РЕМОНТИспользуются в моторах и другие узлы, компоненты, от небольших болтов, обеспечивающих прочность конструкции, надежность соединения между основными модулями, до мощных компрессоров.

Характеристики, объем, мощность моторов определяется видом техники, на которой они установлены. К примеру, на компактных минипогрузчиках часто встречаются бензиновые ДВС небольшого объема, крупные экскаваторы и трактора комплектуются высокопроизводительными дизельными моторами объемом в несколько литров и мощностью в сотни лошадиных сил.

Основные неисправности и их признаки

Двигатели спецтехники подвергаются высоким нагрузкам, так что их поломка – это только вопрос времени. Причин неисправностей множество, от естественного износа до несоблюдения эксплуатационных инструкций, использования топлива, технических жидкостей низкого качества. Наиболее распространенные проблемы можно представить следующим списком:

  1. Трудности с запуском. При возникновении подобных сложностей необходимо проверить состояние свечей зажигания (накаливания), топливного насоса, форсунок. В простых случаях проблему удается устранить простой чисткой форсунок, в сложных – заменой отдельных компонентов.
  2. Падение мощности. Оно может быть вызвано использованием бензина, солярки низкого качества, дефектом топливного насоса или некорректной его регулировкой, из-за чего формируется обедненная топливовоздушная смесь, энергии, образующейся при ее сгорании, недостаточно для производительной работы.
  3. Увеличение топливного расхода. Обслуживающим специалистам нужно убедиться, что система подачи топлива герметична. Проблема также может быть связана с забившимися форсунками, поломкой топливного насоса. К числу вероятных причин относится и использование топлива низкого качества.
  4. Посторонние звуки. Причин их появления очень много. Например, если идет звон от верхней части цилиндров, то необходимо поменять поршневые кольца или втулки шатунов. Для определения реальной картины поломки рекомендуется провести комплексный осмотр, стендовые испытания с привлечением специалистов.
  5. Изменение цвета выхлопных газов. Выраженный темный оттенок говорит о снижении компрессии или неполадках камеры сгорания, светлый – о разгерметизации ГБЦ, чрезмерном охлаждении двигателя.

ДВИГАТЕЛИ СПЕЦТЕХНИКИ: НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО, НЕИСПРАВНОСТИ, РЕМОНТ

Ремонт: особенности и виды

Категории ремонта ДВС спецтехники следующие:

  • Плановый. У каждого компонента двигателя, будь то простой масляный фильтр или высокотехнологичный насос, есть свой эксплуатационный ресурс, измеряющийся в моточасах. Когда он достигнут или превышен, рекомендуется заменить деталь, дальнейшая эксплуатация чревата поломкой и увеличением нагрузки на соседние компоненты.
  • Профилактический. Если в ходе очередного осмотра обнаружены небольшие повреждения комплектующих, отклонения от нормативных рабочих значений ДВС, следует провести замену, регулировку, не дожидаясь усугубления ситуации. Современные плановые и профилактические ремонты – гарантия того, что мотор прослужит долго, будет работать максимально эффективно.
  • Капитальный. Необходим при наличии серьезных отклонений от нормативных рабочих показателей. Грамотное проведение капитального ремонта, по сути, является аналогом замены мотора, хотя его стоимость оказывается ощутимо ниже.

Ремонт: особенности и виды

Плановый и профилактический ремонты выполняются без снятия силовой установки, все операции носят локальный характер, отнимают минимум сил и времени. Капитальное восстановление – гораздо более сложная и масштабная операция, выполняемая в несколько этапов:

  • Диагностика. Она проводится не только визуальным методом, но и с применением компьютерного оборудования. Смысл диагностики – определение истинного характера неисправности, области ее локализации и метода ее устранения, сбалансированного по эффективности и стоимости.
  • Разборка и чистка. В процессе очистки используются специальные химические составы, растворяющие остатки технических жидкостей, нагар и другие загрязнения.
  • Установка новых деталей или ремонт старых, если он экономически оправдан.
  • Финальная обратная сборка и проведение итоговых испытаний, в ходе которых определяется эффективность ремонта, факт восстановления рабочих характеристик двигателя.

Практика показывает, что заказ проверенных сертифицированных запчастей у проверенного продавца, как оригинальных, так и неоригинальных, позволяет с минимальными тратами выполнить ремонт, обеспечить возможность дальнейшего эффективного использования спецтехники.