Строительные, сельскохозяйственные, транспортные, промышленные – владельцам и работникам организаций, представляющих данные сферы, прекрасно известна спецтехника JCB. История этого концерна начинается в 1945 году. Его основатель – Джозеф Сирил Бамфорд, по инициалам которого и названа марка.
В один из осенних дней 1945 года Джозефу пришла идея приобрести сварочный аппарат, в октябре он арендовал гараж, где решил обустроить небольшую мастерскую. Всего несколько недель у мастера ушло на то, чтобы из собранного металлолома сварить прицеп для трактора, который удалось продать за 90 фунтов. Огромные деньги по тем временам, ведь средний недельный заработок англичанина составлял около полутора фунтов.
Наверное, тогда Бамфорд и представить не мог, каких высот достигнет его дело. Не убавили энтузиазма даже решения местных банков, которые отказывали изобретателю в кредитовании. Он умело распоряжался скудными ресурсами, осваивал новые производственные направления и рынки. В 1953 мир увидел экскаватор-погрузчик MK-1, спрос на который превысил самые оптимистичные прогнозы. Всего за несколько лет годовой оборот JCB вырос до нескольких миллионов фунтов. Именно спецтехника и стала основной сферой работы организации, началась ее реализация в США и других странах.
Марка JCB, помимо спецтехники, предлагает приобрести и двигатели под собственным брендом. Их история и особенности заслуживают отдельного внимания!
Активное партнерство
Компания JCB, несмотря на огромные объемы сбыта специализированной техники, далеко не сразу начала выпуск собственных двигателей. Очень долго на машинах использовались разработки сторонних концернов. Одним из главных партнеров была британская компания Perkins. Например, на многих бульдозерах популярной серии JCB 3CX, выпущенных в начале нулевых, до сих пор функционируют двигатели Perkins 1004-40T и Perkins 1004-42. Такой выбор неудивителен, ведь ДВС от Perkins максимально технологичны, характеризуются максимальной надежностью, минимальным топливным расходом без вреда для производительности и мощности, простой в обслуживании. Многие машины, укомплектованные ими, служат уже больше 20 лет, при этом до сих пор не вызывают нареканий со стороны заказчиков, запчасти для моторов Perkins удается отыскать без лишних сложностей.
Собственные разработки: рождение Dieselmax
В 2004 году руководство объявило, что JCB переходит на использование собственных двигателей, в открытие специализированного моторного подразделения были вложены огромные деньги. Первой разработкой стал Dieselmax 444. Сейчас моторы Dieselmax в различных модификациях используются почти на всей спецтехнике JCB, однако, параллельно продолжают использоваться и сторонние силовые установки.
Преимущества линейки Dieselmax выглядят следующим образом:
- Оптимизированная конструкция. Особая конфигурация впускного и выпускного коллекторов, камер сгорания позволяет максимально эффективно использовать топливо, способствует уменьшению его расхода без вреда для эффективности, даже на небольших оборотах удается достичь высочайшего крутящего момента.
- Блоки охлаждения на алюминиевой основе. Алюминий – металл с большой теплоемкостью, способный в короткое время поглотить и рассеять огромные объемы тепловой энергии. Это бережет двигатель от перегрева даже в том случае, если он используется в регионах с жарким климатом, в тропиках.
- Увеличенные интервалы сервисного обслуживания. Это важный экономический аспект, снижающий финансовую нагрузку на предприятие. При условии использования технических жидкостей надлежащего качества, после замены масла можно забыть о его очередной заливке, как минимум, на 500 часов активной эксплуатации машины.
- Разнообразие вариантов. В линейке Dieselmax можно отыскать моторы различного объема и производительности, мощность может составлять как несколько десятков, так и несколько сотен лошадиных сил, так что оптимальный вариант найдется как для компактного вилочного погрузчика, так и для массивного самосвала.
- Унифицированная конструкция. Эта особенность упрощает поиск запчастей для ремонта двигателей. Многие детали используются на ДВС различных серий, являются полностью взаимозаменяемыми.
- Технологичные материалы. Моторы Dieselmax – наглядная демонстрация того, что надежный силовой агрегат не обязательно должен быть массивным и тяжелым. Опорные плиты и другие элементы, испытывающие наиболее серьезные нагрузки, делаются из прочных металлов, тогда как менее нагруженные – из облегченных сплавов. В сравнении с конкурентными разработками, они весят на четверть легче, что уменьшает расход топлива, повышает надежность спецтехники.
- Адаптация к экстремально холодному климату. ДВС комплектуются модифицированными свечами накаливания, особыми комплексами холодного запуска, что упрощает старт даже в сильный мороз.
- Экологическая безопасность. Модели удовлетворяют требованиям стандартов Stage 4 и Tier 4.
Чтобы продемонстрировать всему миру совершенство моторов Dieselmax, 23 августа 2006 компания провела испытания на знаменитом озере Бонневиль, месте, где установлено множество мировых рекордов скорости. Удалось поставить рекорд и JCB! Специально построенный болид, оборудованный дизельными моторами Dieselmax 444, за руль которого сел гонщик Энди Грин, смог разогнаться до невероятных 563 километров в час! Однозначное лидерство, ведь предыдущий рекорд скорости для автомобилей с дизельными моторами, составлял всего 379.
JCB Ecomax: нет предела совершенству
Ecomax – наиболее технологичная линейка моторов JCB, развитие Dieselmax. В конце нулевых руководство марки выделило почти 100 миллионов фунтов на соответствующие разработки и испытания. В первую очередь, перед инженерами стояла задача упростить конструкцию мотора без снижения экологического класса, с возможностью продления его эксплуатационного ресурса, повышения общего уровня надежности.
Главное отличие Ecomax от Dieselmax – принципиально иная система сгорания топлива. При его сгорании образуется минимум выхлопных газов, так что они не требуют дальнейшей очистки через систему сажевых фильтров. Отсутствие фильтра привело к тому, что мотор не подвергается повышенному обратному давлению выхлопа, работает более эффективно, тратит минимум топлива.
Технические особенности линейки Ecomax выглядят следующим образом:
- Электронное управление ДВС, датчики дают обратную связь головному устройству, контролирующему расход. Результат – снижение трат топлива на 10 процентов без вреда для производительности.
- Увеличение давления на впрыске до 2 тысяч бар.
- Изменение конфигурации отверстия форсунки.
- Оптимизация формы цилиндра для равномерного распределения топливовоздушной смеси и ее эффективного сгорания.
- Изменяемая конфигурация турбокомпрессора.
Несмотря на столь широкий спектр преимуществ, сложную конструкцию, моторы Ecomax не требуют особого сервисного обслуживания, для них действуют те же правила и инструкции, что для Dieselmax. Более того, ДВС гораздо лучше адаптированы к использованию солярки не самого лучшего качества, с большим содержанием посторонних фракций и веществ, в частности, серы.
Компания JCB продолжает активно финансировать исследовательский отдел своего моторного подразделения. Можно ожидать, что в ближайшие годы она представит еще немало двигателей, многие из которых окажутся настоящим прорывом в отрасли!